Как провести эффективный seo-аудит

Меня зовут Катерина, сейчас работаю seo-специалистом в компании Galaxy-it.net и конечно, на фрилансе. На сайте Freelancehunt зарегистрировалась 5 лет назад.

Вместе с ним прошла путь от копирайтера до сеошника. Здесь нашла постоянных клиентов, поэтому отзывов мало, а рейтинг растет медленно.

Почему SEO

Одним из моих постоянных клиентов стал заказчик из Москвы, тема проекта — сельскохозяйственные товары. Началась наша история с Freelancehunt. Здесь меня нашли как копирайтера и после выполнения нескольких заказов взяли на постоянную «удаленку».

Наверное, это тот случай, когда заказчик становится для тебя не просто работодателем, но и «волшебным пинком», опорой и другом. Мой шеф предложил мне пройти курс по seo за его счет и полностью вести его проекты. Я бы жалела, если бы не согласилась.

После курса и постоянного обучения я получила определенный багаж знаний, но назвать себя мегакрутым специалистом не могу и сейчас — всегда есть куда расти.

Я без стороннего вмешательства умею контролировать свою работу. Поэтому для каждого проекта, который веду, делаю аудит ежемесячно. Конкретно в этом проекте для меня была особенная мотивация — оплата за лиды (да, есть люди, которые так работают). Это стимул для тебя, как для специалиста — сделать лучше, уделить внимание каждой детали. Но для того, чтобы пользоваться такой системой оплаты, нужно иметь налаженные отношения со всей командой.

Для новых и постоянных клиентов цены я выставляю по-разному. Новый заказчик — всегда риск, а желания постоянного со временем можно угадывать наперед. Что нужно учитывать при такой форме оплаты:

  1. Нет стабильности.
  2. Есть сезонность товаров. Например, инкубаторы для яиц покупают зимой и в начале весны, но летом этот товар спросом не пользуется.
  3. Постоянно нужно контролировать доступность сайта, стабильность работы сервера.

Были ситуации, когда сайт был недоступным только в некоторых регионах. И без сторонних сервисов и аналитики об этом узнать невозможно.

Поступил проект в работу больше 3 лет назад. Последние 8 месяцев я над сайтом не работаю, потому что надоела тема.

С заказчиком сохранились хорошие отношения и если я вижу серьезные проблемы в проекте, то пишу, что нужно исправить. Все проекты, которые заходят в работу и мне интересны, я периодически просматриваю и думаю, что и где можно улучшить. Карантин стал лучшим временем для изучения результатов своей работы.

Сейчас я уже могу с уверенностью сказать, что для улучшения позиций сайта нужно контролировать приведенные ниже моменты.

Что и как нужно проверять на сайте

1. Наличие https

Если на сайте не https протокол (безопасное подключение), то начинать нужно с приобретения сертификата. Ссылки без сертификата попадают и в sitemap.xml, и в текстовую перелинковку (если вы используете абсолютные ссылки). Поисковые системы с большим доверием относятся к сайтам с https.  К тому же, если пользователь заходит на сайт без сертификата, то видит сообщение, что «соединение не безопасно».

Сертификат безопасности

2. Сканирование на ошибки

Для сканирования используют программы:

  • Netpeak Spider – есть тестовый период либо платная версия. Покупать программу особенно выгодно в черную пятницу. Можно купить 1 программу и использовать на двух устройствах (то есть цену разделить на 2).
  • Screaming Frog – бесплатная версия сканирует только 500 url. Если продвигаете заграничные сайты, то лучше выбирать этот сервис. О нем заказчики знают, а вот о Netpeak Spider знает гораздо меньше людей.

Результат сканирования — ошибки, решать которые нужно в зависимости от приоритетности.

Критичность ошибок в Netpeak

Вначале нужно обращать внимание на ошибки высокой критичности. Например, для анализируемого сайта это:

Ошибки с высокой критичностью

Дубликаты и отсутствующие теги исправляет seo-специалист.

Кстати, форматирование заголовков с помощью тегов H2, H3 помогает роботам понимать структуру страницы — это тоже плюс в карму вашего ресурса.

3. Анализ структуры сайта

Для составления структуры подходит Excel, X-Mind либо похожие инструменты.

Проверяем страницы, которые приносят трафик (аналитика или выгрузка позиций). Составляем список страниц, которые можно добавить на сайт. Для этого нужно выгрузить структуру сайтов конкурентов, а после проверить, какие страницы есть у них, а у вас отсутствуют.

Также нужно обращать внимание на уровень вложенности — категории, подкатегории, товары. Лучше всего — первый, второй уровень. Чем меньше уровень вложенности, тем проще человеку перейти на страницы, а поисковому боту их просканировать.

Для анализа структуры можно также использовать Netpeak.

Анализ структуры сайта с помощью Netpeak

4. Robots.txt, sitemap.xml

Проверить корректность этих файлов можно в вебмастерах: Google Search Console, Yandex Webmaster.

Проверить наличие robots.txt по адресу: http://example.com/robots.txt

Анализ Robots.txt Вебмастере Яндекс

Карта Sitemap.xml чаще всего доступна по адресу: http://example.com/sitemap.xml

Анализ файлов Sitemap.xml в Вебмастере Яндекс

5. Наличие ЧПУ

ЧПУ — это адрес сайта, читаемый, а не состоящий из цифр или символов. Он нужен для всех страниц на сайте, которые должны приносить трафик. Google рекомендует:

  • Для формирования URL использовать латиницу. Если делать вручную, то можно использовать инструмент, который так и называется «Генератор ЧПУ». Также для этой задачи можно использовать плагины. Например, для сайтов на Opencart — плагин «Seo Pro».
  • В качестве символов для разделения слов использовать дефисы, не нижнее подчеркивание.
  • Использовать только нижний регистр.
  • Не использовать сторонние символы.
  • Использовать ключевые слова, но не спамить фразами: kupit-zakazat-incubator-dlya-kur-optom-v-moskve-spb-s-dostavkoj

6. Проверка скорости загрузки сайта

Это один из главных факторов ранжирования. Причем вначале можно проверять скорость загрузки сайта на мобильных устройствах, а потом — на ПК. Для многих бизнесов количество переходов с мобильных больше, чем с других устройств (это не предположение, а заключение на основе данных с аналитики).

Инструменты для проверки: Google Page SpeedGTmetrixPingdom.tools.

Проверка скорости загрузки сайта в Google Pagespeed

7. Проверка валидности кода

От валидности кода зависит, все ли понимает поисковый бот и понимает ли правильно. Например, из-за отсутствия одного-двух символов часть текста может не попадать в индекс. К задачам по оптимизации кода можно отнести:

  • Перенос кода скриптов, стилей во внешний файл.
  • Объединение файлов скриптов, стилей.

Для проверки используется инструмент validator.w3.org.

Также об ошибках сообщают: Google Page SpeedGTmetrixPingdom.tools.

8. Микроразметка

Микроразметка — это не только о звездочках. Попадать в расширенные результаты без правильно настроенной микроразметки не стоит — невозможно выделиться в поиске среди конкурентов. При этом Google рекомендует использовать schema.org.

Тем, кто будет внедрять микроразметку на сайт, очень понравится сервис technicalseo.com

Для проверки после внедрения можно использовать инструмент тестирования структурированных данных Google.

9. Мультиязычность

На моем проекте только 1 язык, но если есть 2 и больше, то мультиязычность нужно проверять обязательно. Если на сайте несколько языков, то важно правильно прописать hreflang.

Для теста можно использовать инструмент: https://technicalseo.com/tools/hreflang/

Вот так, например, выглядит тест для Freelancehunt:

Проверка мультиязычности сайта

10. Перелинковка

Перелинковка должна быть между важными страницами сайта. Если страницы несут мало полезной информации, их включать в перелинковку не стоит.

Перелинковка — не только текстовая ссылка в статье, но и:

  • Хлебные крошки.
  • Ссылки на похожие категории, похожие товары.
  • Блоки недавно просмотренных товаров, товаров-новинок.

И даже страницы пагинации — перелинковка.

С любой страницы на сайте должен быть доступ к главной странице и страниц категорий.

11. Оптимизация под разные устройства и браузеры

Чтобы проверить оптимизацию под мобильные устройства, можно использовать гугловский инструмент.

Для проверки оптимизации под разные браузеры есть сервисы, но найти какой-то действительно стоящий, у меня не получилось. Если кто-то поделится, буду очень благодарна.

12. Настройка постоянных редиректов

Постоянный — 301 редирект, который сообщает, что адрес изменился навсегда. 302 — что адрес изменился временно. В большинстве случаев используется первый вариант. Какие редиректы нужно проверять: зеркала сайта с www и без, с https и без.

Сайт должен быть доступным только по одному адресу. Например, https://mysite.com/.

А также стоит проверить доступность по таким адресам:

  • http://mysite.com/index
  • http://mysite.com/index/
  • http://mysite.com/index.php
  • http://mysite.com/index.php/
  • http://mysite.com/index.html
  • http://mysite.com/index.html/

С таких URL нужно настроить 301 редирект на главный https://mysite.com/

Так, например, один и тот же товар может быть доступен по четырем разным URL-адресам:

  • http://mysite.com/catalog/dir/tovar.php
  • http://mysite.com/catalog/tovar.php
  • http://mysite.com/tovar.php
  • http://mysite.com/dir/tovar.php

Кроме того нужны настройки для перехода:

  • с верхнего регистра на нижний;
  • без слеша на страницу со слешем;
  • с дублей страниц на постраничные пагинации.

То есть:

  • http://www.site.ua/catalog/
  • http://www.site.ua/landing/catalog-1/

Если в процессе парсинга появилась ошибка «цепочки редиректов», то нужно менять ссылки существующие на ссылки без редиректов.

13. Канонические страницы

Одинаковые страницы или почти одинаковые, доступные по разным url, нужно отмечать, как копии основной страницы. Сканирование канонического URL будет выполняться намного чаще, чем его копий.

Canonical нужны для страниц с get-параметрами, например, для сортировки или фильтра по цене. Больше о правилах настройки canonical.

14. Оптимизация мета-тегов title, description и alt для изображений

Входящую информацию подскажет Netpeak Spider или Screaming Frog: об отсутствии тегов, дублях, слишком коротких или длинных. Однако этой информации мало, анализировать нужно также вхождение нужных ключевых слов.

15. Проверка контактных форм, оформления заказа

Это делают не всегда. А потом получается, что переходы на сайт есть, а заказов нет.

С этой проблемой на этом проекте сталкивались неоднократно. То в корзине не сохранялся товар, то заявки на обратный звонок не проходили, то номер недоступен. На проектах, где продаж много, проблема очень ощутима. И когда работаешь с оплатой за заявку, то автоматически добавляешь этот пункт в список своих задач.

Основные сложности, с которым сталкивалась во время работы над первым проектом

  • Высокая стоимость полезных инструментов.
  • Некоторые задачи я делать не должна была (например, переносить сайты с одного хоста на другой, а мне их ставили). Здесь важно четко понимать, что относится к вашим обязанностям.
  • Первое время, когда я сама не особо понимала, что и в какой последовательности нужно делать, хотелось четкой инструкции от кого-то. Такой инструкции не было и приходилось учиться на ошибках.

Выводы

Недостаточно сделать аудит 1 раз в начале проекта, а потом только размещать тексты, покупать ссылки. Ресурс будет приносить деньги, если работать над ним постоянно. Но даже если некоторое время проект будет «без присмотра», то результат от проделанной ранее работы все равно будет.